Статьи по психологии

С чего начать подростку, чтобы определиться с профессиональным будущим?

Чтобы ответить на этот вопрос и определиться с выбором, надо учесть много всего. Востребованность профессии в современном мире, возможность поступления в колледж или ВУЗ (стоимость обучения и/или проходные баллы), влияние семьи и близкого окружения, собственные интересы и понимание своих способностей. А также жизненные цели и ценности, сформированное представление о которых является неотъемлемой частью такого психологического феномена как «профессиональное самоопределение» в «жизненном самоопределении».

На чем основываться и как делать выбор? Мы видим, что человеческое общество интенсивно развивается, появляются новые профессии и специальности, оплата труда «прыгает» то вверх, то вниз. А чтобы в общем течении, постоянно требуются дополнительные знания и повышение квалификации.

Достаточно очевидно, что отталкиваться от рынка и новых экономических образований в обществе в любом случае придется, независимо от того, хочется или нет. Поэтому, именно в современном, быстро меняющемся мире, стоит исходить из понимания себя, своих способностей и талантов, которые, разумеется, есть у каждого человека. У каждого в чем-то своем. 

В этом отношении кому-то легче, а кому-то сложнее; для кого-то все предельно понятно, а для кого-то нет. При этом при всём, понимание себя, представление о себе, всегда лежит в основе выбора профессионального будущего.

Из чего это понимание состоит (в теории)? Само собой, из уже имеющегося жизненного и трудового опыта, представлений и ожиданий окружения, индивидуально-психологических потребностей. Проще говоря: «Что я хочу, когда хотят от меня, и где я могу это получить?» И на эти вопросы ответы найти вполне реально. Только следует убедиться в том, что выбор сделан верно, ответив на вопрос: «а это действительно моё?».

Такой вопрос, пусть и не часто, но с довольно заметной регулярностью возникает у молодых людей, которые начали получать образование и столкнулись с тем, что изучаемое ими и перспективы профессионального развития в выбранной области совершенно не соответствует былым ожиданиям. Был интерес - стал практически удовлетворен, пришло понимание как минимум того, чем не хочется заниматься. Но время ушло. Хотя, разумеется, не зря, получен жизненный опыт, дополнилось представление о себе, появились новые цели, смыслы. 

И весь вопрос: «А можно было заранее сделать «правильный» выбор?» и если да, как это сделать?

Человек самоопределяется в течение всей своей жизни, следует новым целям после достижения предыдущих, корректирует свои ценности и развивается в понимании себя.

Так, в понимании себя есть тот базовый уровень, который необходим при выборе профессии, который позволит выбрать индивидуально верное направление. 

Не сами интересы, а что за ними стоит, какие психологические потребности и мотивации? Насколько они осознанны и насколько они устойчивы во времени? Вот те вопросы, на которые надо ответить, чтобы выбрать себе наиболее верное направление для развития. 

Безусловно, «делается» этот выбор с участием специалиста и с помощью определенных методик, в специально организованных условиях. И для многих подростков этот выбор будет самым первым взрослым выбором в их жизни.

Подведем промежуточный итог и создадим основание для дальнейшего развития понимания выбора профессионального (и жизненного) будущего. С чего начинать?


Начинать следует с понимания себя, своей природы, обновлять представления о своей психологической природе, о своих способностях и талантах, и на основе обновленного образа-Я смело идти в будущее.

С пожеланиями максимальной самореализации

и успеха в пути!

Made on
Tilda