Статьи по психологии

Будущее зависит от благодарности за прошлое

Человек живет в настоящем, и это достаточно очевидно любому, кто задастся вопросом о своем местонахождении во времени. 

При этом мы знаем, что человек черпает энергию для движения по жизни из прошлых своих состояний, и из будущих, к которым движется (тех впечатлений и удовольствия, которые «светят» ему в результате достижения жизненных целей). Тем не менее, все ощущения человека находится здесь и сейчас, в настоящем, в том моменте, когда ему не хватает энергии для движения или человек находится в поиске идей и направлений индивидуального развития. 

Ощущение настоящего невозможно без опыта прошлого и нацеленности на будущее. Поэтому легко проверить самоощущение в настоящем, хватает ли жизненной энергии для достижения желаемого, есть ли бодрость духа и хорошее настроение, что в свою очередь говорит о готовности человека действовать здесь и сейчас. Если настроя и энергии недостаточно, то стоит обратить внимание на прошлый опыт, достижения, результаты, вспомнить как положительное, так и отрицательное, целостно пережить даже самое плохое, чтобы выяснить, чему научили прошедшие события и что дали в настоящем. А также, как исходя из опыта прошлого можно дальше действовать на пути в свое светлое будущее.

Бывает так, что человек может жить прошлым, где его держит положительный опыт, хорошие впечатления и не жить в настоящем, не смотреть вперед. И от части это обусловлено индивидуально-психологической природы отдельного человека, особенностью его психического. Есть также и те люди, которые живут одним днем, но это не означает, что прошлый опыт был принят и пережит «как положено», и не могут уверенно двигаться в будущее, а остаются в ситуации буквально одного дня. Есть люди, которые живут исключительно будущим, и даже мысли у них не возникает о том, что было или что есть сейчас, и это тоже индивидуально-психологические особенности отдельных людей. 

И, несмотря на всевозможные психологические различия людей, ощущение времени в настоящем - это всегда взаимосвязь прошлого и будущего. Как минимум потому, что в жизни каждого человека есть уже произошедшее и предстоящее. А настоящее - это точка пересечения достигнутого и достигаемого, которое, к слову, по определению неизвестно, но в тоже время доступно для формирования, деятельно и в воображении. И поэтому весь, производимый человеком, анализ ситуации в настоящем всегда взаимосвязан с прошлым и будущем.


О взаимосвязях прошлого и будущего человека - по сути все методики, которые предлагают найти причины и решить проблему. Найти в прошлом и решить в будущем. В общем, любая психологическая проблема, носителем которой является человек, относит взгляд наблюдателя или исследователя в прошлые состояния во взаимосвязи с будущими.

Опыт формирует человека, его личность, его индивидуальность, и он относится к категории прошлого. Ведь все, что произошло с человеком в жизни, по его желанию или нет, по стечению обстоятельств или по собственному выбору, сделало его таким, какой он есть. И хотя, разумом человек понимает, что даже самых негативных событий, пусть и не всех, можно было избежать, но это понимание остается теорией и, фактически, что произошло, то уже есть. Поэтому всем своим самощущением человек обязан произошедшим с ним. 

В этом моменте, скорее всего, и заключен самый трудный психологический барьер, с которым может сталкиваться человек в ситуации развития (в течение жизни). Принятие негативно окрашенных событий и впечатлений как неотъемлемую часть собственной личности. А преодоление этого барьера гарантирует устойчивое развитие в дальнейшей жизни. И мы видим, что так и происходит. Успешное переживание отрицательных чувств и эмоций, различных деструктивных ситуаций -  позволяет человеку освободиться от того груза, который не позволял строить планы на будущее и гармонично ощущать себя в настоящем.

И в этом смысле весь потенциал практической психологии в самом общем виде. В части методик же - огромное разнообразие и не достигнутые еще пока высоты. Наряду со знанием психологии человека большей частью общества. И это путь развития.